Республика Алтай находится в уникальном природном уголке. Живущие здесь народы веками очень бережно относятся к окружающему миру. О реализации на ее территории федеральных образовательных природоохранных проектов «Эколята – молодые защитники природы» мы попросили рассказать их куратора - сенатора Российской Федерации Татьяну Гигель. - Татьяна Анатольевна, уже девятый год вы ведете образовательные природоохранные проекты Совета Федерации «Эколята – молодые защитники природы». Судя по сообщениям СМИ, они уверенно шагают не только по России, вовлекая в свои ряды все больше дошкольников и школьников, но и выходят далеко за ее пределы, вовлекая в процесс охраны окружающей среды детей из дружественных стран. Республика Алтай, надо полагать, находится в числе его активных участников?
- Жить в единстве с природой – такова естественная формула воспитания подрастающих поколений живущих на Алтае народов. Природолюбие у нас в семьях прививается с детского возраста. И вполне закономерно, что именно Республика Алтай оказалась в числе первых, кто поддержал природоохранные образовательные проекты – «Эколята – молодые защитники природы», нацеленные на формирование у детей способности к тщательному обдумыванию принимаемых решений, особенно если вопрос касается экологических проблем. Кстати, эти проекты реализуются при поддержке Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко с участием Минприроды, Минпросвещения и Минсельхоза России, органов исполнительной власти российских регионов. Благодаря такому вниманию в их рамках ежегодно проводится более 1000 тематических экологических мероприятий. - Сегодня часто можно слышать об эффективности результатов патриотического воспитания через экологическое образование. Вы согласны с этим утверждением? - Безусловно. Мы просто не задумываемся, насколько близки по своему значению понятия «любовь к растительному и животному миру», к малой родине, родному городу, республике, «гордость за свой народ» и т.д. к патриотизму. Ведь любить природу - это значит беречь ее и охранять, думать о ее будущем и живущих на этой земле людях. Участие в образовательных природоохранных проектах вызывает у детей заботливое отношение к окружающему миру, а также особую привязанность к своей семье, малой родине. Налицо патриотическое воспитание через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением. И, что интересно, участвуя в проектах, дошкольники и школьники демонстрируют осознание последствий своих действий по отношению к природе, а также огромное желание жить в гармонии с ней. Таким образом, все мы являемся своего рода свидетелями, как на первый взгляд простые действия – сбережение муравейников, развешивание скворечников, отказ от срывания цветов - способствуют воспитанию у наших детей любви к родине, помогают зарождению высоких духовных патриотических чувств. - Вы чувствуете реальную поддержку в продвижении проектов со стороны педагогического сообщества региона? - Безусловно. Любое мое обращение по реализации экологических проектов педагогические коллективы детских садов и школ республики без внимания не оставляют. Особенно импонирует, как тонко наши педагоги и воспитатели воспринимают цель проектов: работать с детьми не только по вопросам сохранения природы "здесь и сейчас". Но и всячески показывать ребятам на доступных примерах, как деятельность человека отражается на природе. Очень дорожу тем фактом, что личную заинтересованность в их реализации проявляют глава республики Олег Хорохордин, а также министр образования региона Ольги Саврасовой. По их мнению, экологическое воспитание в нашем регионе требует самого пристального внимания. - Вы можете выделить причины жизнеспособности проектов? - Жизнеспособность природоохранных проектов, которые эксперты считают инновацией в экологическом воспитании подрастающего поколения, на мой взгляд, следует искать в их открытости для сотрудничества со всеми, кому небезразлична экологическая среда России, а также огромному разнообразию предлагаемых мероприятий. В рамках их реализации проводятся творческие конкурсы, разнообразные тематические викторины, игры, экскурсии, акции, уроки, олимпиады, праздники, фестивали, выставки, форумы и др. Мне приятно отметить, что в подготовке и проведении мероприятий часто живое участие принимают члены семей ребят и показывают, прямо скажем, незаурядные способности. Важно еще и то, что участвующие в них ребята с первых шагов начинают по- взрослому относиться к экологическим проблемам. Сегодня они проявляют готовность сохранять муравейники, завтра – охотно чистят речные берега, а послезавтра уже последовательно ведут работу по отказу от пластика, и этот процесс бесконечен. Именно такая неподдельная заинтересованность в продвижении экологических проектов способствовала активному проведению в республике Всероссийского конкурса на лучший «Снежный городок Эколят», Всероссийского конкурса детского рисунка «Эколята – друзья и защитники Природы». Не где-нибудь, а в нашем регионе был дан старт природоохранной социально-образовательной акции «Эколята Алтая». А летом этого года на территории Усть-Мунинского поселения состоялся первый региональный экологический фестиваль «Республика Алтай – территория Эколят – Молодых защитников природы», который объединил школьников со всех районов. И что не менее важно - он способствовал созданию единого образовательного пространства для формирования экологического движения в Республике Алтай. - Татьяна Анатольевна, программы «Эколята» в федеральном компоненте государственного стандарта образования пока нет. Соответственно его реализация идет на площадках дополнительного образования. На ваш взгляд, это осложняет работу? - Действительно, в федеральном компоненте государственного стандарта экологических проектов нет. И ученики только опосредованно касаются поднимаемых экологических вопросов на уроках по разным предметам. В то же время мы являемся свидетелями, как экологическое образование все шире внедряется в общеобразовательные школы и дошкольные образовательные организации. И это закономерно. Именно экологическое образование позволяет овладеть новыми, специфическими знаниями, помогает развить у ребят способности к самореализации. Понятно, что научить детей чувствовать красоту природы и боль при ее гибели только на уроках невозможно. Это должно возбудить эмоции, коснуться особых струн души ребенка, чтобы перейти в мирровозрение. Поэтому вполне оправданно, что вся нагрузка по продвижению проектов переносится сейчас на дополнительное образование. Будем надеяться, что развивая дополнительное эколого-биологическое образование в детских садах и школах, мы сможем сформировать у детей и подростков российских регионов богатый внутренний мир и систему ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру. Пользуясь случаем, хочу от всей души поблагодарить сотрудников Центра дополнительного образования РА во главе с Оксаной Митрофановой за огромное содействие в продвижении проектов на территории региона. - Как вы восприняли увлечение школьников гимназии №3 мастерить своими руками веселых сказочных героев «Эколят» - друзей и защитников природы – Тихони, Шалуна, Умницы и Елочки из учебного пособия эколят «Азбука природолюбия» под руководством высокопрофессионального педагога Ирины Антоненко. - Считаю, что такое углубленное общение детей с героями учебного пособия «Азбука природолюбия» способствует глубокому проникновению в учебный материал, переоценке ценностей. Дети, сами не замечая, перенимают лучшие черты своих любимых книжных героев, становясь активными защитниками природы, целеустремленными и патриотичными. Лично для меня очень важен тот момент, что уже с детского садика экологические проекты позволяют закладывать в сознание школьников позитивное отношение к природе, к себе и окружающему миру, то есть осознанно формировать правильное отношение к окружающей среде. В этом плане хочется особо отметить творческую работу педагогического коллектива детского садика «Тополек» под руководством Ларисы Гаргац из Паспаула, инновационные предложения которого удостаиваются высоких наград на российском уровне. - Татьяна Анатольевна, у вас есть мечта? - Без мечты, как и без надежды, жить нельзя. Знаете, было бы здорово провести в нашей Республике Алтай слет эколят. Почему именно на Алтае? Активно развивая сегодня внутренний туризм, мы убеждаемся не на словах, а на деле, как много у нас в стране уникальных уголков. Но наша республика в этом перечне стоит особняком, поскольку именно здесь сохранилось очень много первозданной красоты. Ее гармоничность не оставляет равнодушными никого из гостей, а это около 2 миллионов туристов в год. Они с огромным восторгом покидают регион с мыслью непременно вернуться сюда вновь. И пусть дети тоже увидят нашу прекрасную республику, убедятся, что даже в век урбанизации при желании можно сохранять нетронутыми природные уголки. Почему бы не сообщить им, что покоренный красотами Алтая президент страны Владимир Путин призвал сохранить эту уникальную красоту в первозданном виде. Кроме того, слет даст возможность ребятам убедиться, как много их сверстников озадачены вопросами сохранения окружающей среды. И их число из года в год только растет - как и количество уже решенных и требующих решения задач. И ещё мы все должны помнить, что в наших силах научить детей не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Но для этого требуется видеть большую заинтересованность в продвижении природоохранных проектов не только со стороны работников образования, представителей власти, но и родителей, всего общества. Беседу вела Нина ВИТОВЦЕВА.