ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Официальный сайт муниципального образования
"ЧОЙСКИЙ РАЙОН"

МЕНЮ

ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ

 

Основным занятием коренных малочисленных народов - тубаларов были: охота на соболя, белку, зайца, лису, медведя, лося, рыболовство, собирание съедобных диких растений — колбы (черемша), калины, смородины, кандыка, сбора кедрового ореха, заготовкой их впрок на зиму и для продажи.

Тубалары занимались земледелием, преимущественно мотыжным. Сеяли ячмень. Древнейшим приемом молотьбы было обжигание колосьев на огне.

Скотоводство тубаларов имело ряд общих черт со скотоводством южных алтайцев. Разводили преимущественно лошадей и коров. Из молока изготовляли кислый продымленный сыр (курут), водку на молоке (арака) и другие продукты.

Из других хозяйственных занятий большое значение имели рыболовство, промысел кедрового ореха, бортничество, пчеловодство, сбор трав и кореньев, ягод, дикой конопли, которую использовали для изготовления холста.

Главным материалом для изготовления домашней утвари, посуды являлась береста.

Охота

Охота велась различными способами: устраивались деревянные ловушки-капканы, луки-самострелы, ловчие ямы и деревянные загороди для крупных зверей.

Лук со стрелами был широко распространен вплоть до XIX века, а затем его вытеснило шомпольное ружье.

Охота велась только на родовой территории.

Охотничий образ в горной тайге наложил отпечаток на все стороны быта тубаларов.

Жизнь древних обитателей черневой тайги начала меняться после поселения русских крестьян и возникновения Алтайской духовной миссии.

Многие тубалары заимствовали у русских крестьян элементы хозяйствования и быта.

Стали вести комплексное сельское хозяйство, оседлое скотоводство со стойловым содержанием скота. Позднее к этому хозяйству добавляется пчеловодство и огородничество. Стали для жилья рубить русские избы.

В советское время на территории бывших родовых,

 Снаряжение охотника

 земель началось освоение лесного богатства. Стали вывозить лес. Тубалары остались без охотничьих угодий.

На сегодня это одна из самых острых проблем не только тубаларов, но и многих других коренных малочисленных народов России.

 

Рыболовство

Основными объектами рыболовства в пределах традиционного расселения туба являлись таймень (педер), щука (шортон), окунь (алабуга), чебак (педер ушке), гальян (одоре), хариус (чаран), налим (корты), ерш (ерш), пескарь (ак чанак, аксаал) и «селедка» (кызык) на Телецком озере.

Рыбу (палык), помимо удочек (карвык сабы), ловили сетями (ау), неводами (шуйун, чилим), а также лучили ночью.

У туба этот способ ночной рыбной ловли с использованием остроги (сайга) обозначался термином «чарадып». Из рыбных ловушек были известны морды (суген, мордэ), верши (сурпа) и запорные сооружения (ман). Сетные ловушки, как уже отмечалось, были представлены сетью, неводом и «фитилем».

Невод широко применялся для ловли рыбы летом-осенью на мелководных участках рек и заводях.

Помимо собственно мускульной силы человека при данном способе рыболовства использовался также конно-верховой транспорт. Как правило, он применялся на сравнительно глубоких реках.

Способ рыбной ловли с использованием конно-верхового транспорта заключался в следующем. Один из концов невода привязывался к седлу, после чего всадник направлял свою лошадь к противоположному берегу.

В это время оставшиеся на месте рыбаки постепенно подтравливали невод. После того как он полностью оказывался в воде и расправлялся, образуя «карман», лошадь, управляемая всадником, описывая полукруг, возвращалась к месту исхода, где улов уже вытаскивался на сушу совместными усилиями рыбаков.

Невод использовался также при подледном лове рыбы. Для этого предварительно подбирался сравнительно глубокий участок реки, как правило, сильно вдающейся в береговую линию.

Зимой, после того как он покрывался льдом, начиналась подготовка к ловле рыбы. В ее организации

принимало участие несколько человек. Сначала при помощи лома, топора параллельно течению реки на

   Морда – верша       расстоянии 0,5–1 м продалбливались лунки. После

этого один край невода подводился при помощи длинного шеста (сырык) с крюком под лед. Противоположная часть сетной ловушки постепенно выбрасывалась рыбаком из лодки, которая поднималась против течения к середине реки и начинала двигаться в направлении берега. Одновременно, оставшиеся два человека, используя шесты, начинают передавать через лунки друг другу противоположный край невода, выводя его на свободную ото льда воду. Встречаясь на берегу, рыбаки вытаскивали улов.

Подледный способ ловли рыбы мог осуществляться также без использования лодки. Однако для этого вместо одного ряда лунок продалбливали два. Они шли параллельно друг другу и выходили к открытой воде. В отличие от предыдущего способа данный вариант требовал от рыбаков более согласованных и синхронных действий. Четыре человека становились параллельно друг другу около лунок с опущенными в воду шестами. Один из них опускал под лед один край невода, который перехватывался противоположным рыбаком. Он подтягивался к противоположной лунке. После того как невод полностью оказывался подо льдом, рыбаки начинали движение, передавая напарникам при помощи шестов края сетной ловушки. Из сетных ловушек туба использовали также «фитиль» (пара). Он плелся из кендырных ниток и имел конусообразную форму (около 1,5 и более метров в длину). В устье его диаметр составлял около 0,5 м, который постепенно уменьшался к концу, заканчиваясь отверстием, связываемым перед установкой веревкой. Ловушку ставили, как правило, на узких протоках и мелких реках устьем против течения, распирая ее вход аркообразным обручем, который фиксировался на дне водоема при помощи вертикально вбитого кола. Такого рода ловушки (пара) до сих пор используются шорцами на р. Анзас .

Тубаларами были также известны плетеные из тальниковых прутьев закрытые ловушки – морды и верши. В конструктивном отношении они практически не отличались от аналогичных средств лова рыбы у народов юга Сибири. Плетеные ловушки ставили устьем против течения реки, привязывая их к вбитому в дно реки колу. Нередко рассматриваемые рыболовные снаряды ко дну реки придавливали камнем. Морды и верши являлись также важной составной частью, возводившихся на таежных реках различных запорных сооружений. На мелководье весной (апрель–май) и осенью (до начала заморозков) возводили заездок «ман». На крупных реках загораживался сравнительно небольшой участок, мелкие водоемы перегораживались полностью. Направляющие открылки представляли собой вбитые в дно водоема колья. Между собой они переплетались прутьями тальника или черемухи. Кроме того, открылки могли возводиться из крупных галек. В середине запорного устройства ставили морду, закрытую сетную ловушку (пара) или вершу.

В последнем случае рыба удерживалась в ловушке лишь сильным течением реки.

Широкое распространение имело также лучение крупной рыбы. Ее били, используя остроги с пятью или семью жалами.

Навершие железной остроги изготовлено способом кузнечной ковки. Общая его длина составляет 26 см. Втулка имеет конусообразный вид с незамкнутыми краями. Ее диаметр (3 см) уменьшается по направлению к зубцам. В нижней части втулка расширяется, принимая подтреугольный вид (9 см – в основании), образуя с тыльной стороны узкую щель, ограниченную по краям загнутыми краями изделия.

В ней размещена вилка, переходящая в пять зубцов (по 6 см в длину) с отходящими шипами, крайние из которых ориентированы внутрь, остальные расположены слева на право в ряд.

         Острогой рыбу лучили, бредя по мелководью, складывая добычу в специально сшитой для этой цели мешок (кеден тар). В качестве факела использовалась круто скрученная и надетая на палку береста.

На глубоких участках водоемов рыбу били с долбленки (кеве).

В частности, на Телецком озере весной (май) так лучили крупную щуку. В это время она плыла в заливы на икромет.

В целом рассмотренные в настоящей работе средства, орудия и способы рыболовства находят широкие аналогии у лесо-таежного населения Сибири. Мы остановились лишь на некоторых из них.

Интересные параллели наблюдаются также в области терминологии.

Так, термин «суген/сюган» (морда/верша) общераспространен в тюркских языках и принадлежит к уйгурскому лексическому пласту.

Не менее часто встречается среди тюркоязычных народов юга Сибири различные фонетические варианты терминов «ау» (сеть) и «сайга» (острога).

В то же время название верши «сурпа» у туба можно сопоставить с челканским словом «шурба» (верша), с томско-карагасским «сурпа» (плетеная ловушка) и мансийским «сурпы» (сетная ловушка).

Таким образом, в прошлом тубалары обладали глубокими традициями рыболовства. Многие из них, безусловно, восходят к наиболее ранним этапам культурной адаптации к окружающей среде.

Наличие же разного рода аналогий и параллелей в средствах, орудиях, способах рыболовства, а также тесно связанной терминологии свидетельствует о прямых или опосредованных культурных, возможно, этногенетических контактах предков туба с теми народами Сибири, в этногенезе которых принимали участие угро-, кето- и самодийскоязычные этнические группы.

 

Собирательство

Некоторые отрасли собирательства, по крайней мере, со второй половины 19 века, приобрели у табаларов значение доходного промысла. Речь идет, прежде всего о сборе кедрового ореха, который скупался главным образом русскими торговцами.

В конце 19 и начале 20 столетий ореховый промысел составлял у тубаларов едва ли не главную статью заработка, уступая только выручке от пушнины.

В указанное время своё развитие получила и заготовка черемши, которую продавали русским за деньги или обменивали на муку.

Из древнего собирательство у тубаларов также возникло пчеловодство, но уже не без помощи русских крестьян.

Собирание меда диких пчел превратилось в настоящее пасечное пчеловодство и бортничество.

 Производство предметов утвари из бересты

Диапазон применения коры березы (бересты) у тубаларов был широк, но в основном ее использовали для производства предметов утвари.

Бересту снимали во второй половине июня и в июле.

При этом основным критерием ее отбора являлось наличие ровной, без наростов и трещин поверхности.

Существовало два способа снятия коры с березы.

В первом случае на дереве сначала делали вертикальный разрез, предварительно обстучав избранный участок коры обухом топора, а затем осторожно разворачивали бересту так чтобы не повредить ее внутренний слой.

При втором способе березу срубали и распиливали на несколько частей. Кору от дерева отделяли при помощи палочки, обтыкая ею чурбак с двух сторон.

Сколотень (береста, снятая целиком с чурбака) затем выворачивали руками. Аналогичные способы снятия бересты имели место у челканцев .

В соответствии с технологией изготовления берестяных емкостей у тубаларов выделено шитье из пласта и комбинированная техника их выполнения (по классификации О.М. Фишман).

Плетение из полосы в технике прямого или косого плетения у рассматриваемой группы населения не отмечено.

   В рамках пластовой техники изготовления берестяных предметов выделено два типа: прямоугольная или квадратная в плане коробка с низкими бортами (кыйвек); прямоугольный короб со слегка скругленным узким дном и прямо срезанным верхом (колчак – у южных групп туба, комдо – у северных). Берестяная утварь, выполненная с использованием комбинированных приемов, представлена цилиндрическим типом (туюс/тююс, тозок).

Не исключено, однако, что ранее у тубаларов изделия из бересты типологически были более разнообразными. Наиболее простой в плане изготовления являлась прямоугольная или квадратная коробка с низкими бортами.

Не случайно, что данный тип находит широкие аналогии у лесо-таежного населения Северной Евразии.

Коробка выполнялась из берестяной пластинки, углы которой складывались в виде треугольников и прижимались к образованным таким приемом стенкам.

Для придания жесткости их кромок под отогнутые углы могли подкладываться прямоугольные берестяные пластинки.

К стенкам они пришивались с помощью конопляных ниток и сарги. Использовали кыйвек для хранения жидких продуктов.

         Рассматриваемый тип берестяной утвари, как уже указывалась, в силу простоты изготовления отмечен у многих народов Восточной Европы и Сибири.

Изготовлялось оно у них из коробки (тозыяк).

Различные названия для одного типа утвари свидетельствуют о его конвергентном появлении у лесо-таежного населения Северной Евразии.

Широкое применение в быту и хозяйстве туба получил также короб колчак. Прежде всего, он широко использовался охотниками для транспортировки продуктов к месту промысла. Его выполняли из длинного прямоугольного пласта бересты, сложенного пополам. Углы в виде треугольников в нижней части короба отгибали вверх - к боковым стенкам. Края бересты на боковых стенках заходили друг за друга. Загнутые углы и стенки кузова сшивали саргой в виде строчных швов. Верхний край короба укрепляли при помощи обруча из черемухового прута. Обруч пришивали при помощи сарги у кромки кузова изнутри, косыми стежками.

Кузов, применявшийся у охотников, имел крышку. Он изготовлялся также, как и колчак, но с невысокими стенками. Кроме того, размеры крышки были несколько больше, чем горловина кузова. Крышку на короб надевали сверху. К спине охотника короб крепился при помощи плетенной из кендырных ниток ленты (длина 3–4 м, ширина 0,4–0,5 м). Имел место также короб с относительно невысокими стенками. Его конструкция была идентична рассмотренному кузову (колчак).

Тубалары часто называли его терки, словом, образованным от глагола тер «собирать». С терки ходили в тайгу собирать ягоду, черемуху, кедровые орехи и т.д. Обычно короб имел ручку из черемухового прута. Концы прута укрепляли у кромки коротких стенок. Женщины складывали в него луковицы кандыка, предварительно укрепив комдо на поясе.

Кроме того, прямоугольный кузов со слегка скругленным узким дном и прямо срезанным верхом бытовал у целого ряда народов Южной и Западной Сибири, Европейской части России.

         Берестяные изделия, выполненные в границах комбинированной техники, были представлены, как уже отмечалось, одним типом - цилиндрическим. Выявлено два способа его изготовления: в первом случае использовался сколотень, во втором – нет.

Изготовляли туюс/тююс следующим образом. Сначала из кедра вырезали круглое дно (туве). Его диаметр был несколько больше диаметра заготовленного берестяного цилиндра (сколотня). Дно в сколотень вгоняли сверху вниз. По мере высыхания береста плотно стягивала края дна. Снаружи сосуд обертывали вторым слоем бересты. При этом пластинку выворачивали при сворачивании в цилиндр внутренней стороной наружу. Края бересты соединяли различными по форме замками. Кромку сосуда укрепляли не широкой полосой бересты, концы которой соединяли в замок или просто пришивали к сосуду саргой. Вторую полосу бересты на сосуд обертывали снизу и также соединяли в замок. Элементом данного изделия могла являться накладная крышка, вырезанная из кедрового дерева и снабженная аркообразной ручкой, изготовленной из черемухового прута.

Как и в случае с низкой прямоугольной коробкой (кыйвек), цилиндрическую емкость (туюс/тююс) использовали преимущественно для хранения жидких продуктов – молока, сметаны, простокваши и т.д.

Второй вариант рассматриваемого типа (тозок) изготовлялся без использования сколотня. Тулово сосуда выполнялось из прямоугольного берестяного пласта. Его сворачивали в цилиндр. Зашедшие друг на друга края сшивались затем саргой вертикальными строчными швами, а снизу крепилось дно сосуда, изготовленное из кедрового дерева.

Тозок использовался населением для изготовления жертвенной браги (орто).

Во многом сходный берестяной сосуд, использовавшийся в ритуальной практике, отмечен у северных соседей тубаларов - челканцев.

Во время камлания шаман мешалкой, которая идет в комплекте с сосудом, разбрызгивал брагу (орто).

Вполне возможно, что рассматриваемый вариант цилиндрической емкости у туба являлся более ранним по сравнению с аналогичным по типу берестяным изделием, изготавливавшимся с использованием сколотня.

 

 

 

 

.

 

Кто на сайте

Сейчас 42 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Авторские права

© 2021 CHOYA. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.
© 2021 Официальный сайт муниципального образования "ЧОЙСКИЙ РАЙОН"
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.