ОТКЛЮЧИТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Официальный сайт муниципального образования
"ЧОЙСКИЙ РАЙОН"

МЕНЮ

Чойский район является одним из основных районов расселения тубаларов. Тубалары (самоназвание йыш-кижи, т.е. лесной человек) - тюркоязычная этническая общность, которую в научной литературе принято считать одной из основных групп северных алтайцев.
Современный Чойский район расположен на территории, которая до революции входила в состав Комдошской, Южской, части Кергешской и Кузенской волостей, где издавна проживали тубалары.
Волости носили название по наименованию родов: Тиргеш или Кергеш, Юз, Комдош или Кондош, Кузен. Они управлялись выборными зайсанами.
Известный ученый исследователь Горного Алтая Л.П. Потапов писал, что «тубалары к 80-ым гг. XIX века расселились следующим образом: население Южской волости жило в селениях Улала, Сайдыс, Чемал, Ынырга и было разбросано по рекам Учак-Иша. Население Комляжской или Комдошской волости – в селениях Кебезень, Ынырга, Паспаул, Чепош, Ильинской и было разбросано по рекам Ише, Кузе, Тулону и по берегам Телецкого озера. Население Кергешской волости – в селениях Ынырга, Кебезени, Балыкча и было разбросано по рекам Тулою, Пыже: Сары-Кокше, Эдигану и по берегам Телецкого озера. Население Кузенской волости – в селениях Ынырге, Паспауле и по рекам Ише, Балыкче, Бие, Сары-Кокше»
По данным переписи 1897 г. Потапов Л.П. перечисляет непосредственно тубаларские сеоки: Комдош, Кузен, Юс, Тиргеш, Тогус, Чагат, Тибер, Ялан, Ярык.
Самым многочисленным был сеок Комдош, который в старину отличался умением выплавлять железо и изготовлять из него различные изделия, которыми долгое время платили дань джунгарским сборщикам. Сеок Тогус известен с VII века, как одно из племенных подразделений конфедерации племен «теле».
Тубалары раньше, чем южные алтайцы были присоединены в состав Российского государства. Они числиться ясачными волостями с 1629 года, а включены в первой половине XVII века.
Хозяйство и быт тубаларов характеризуется типичными чертами культуры охотничьих племен и народностей. Основным занятием были охота, рыболовство и собирание съедобных диких растений, коней, стеблей и орехов. Охота велась различными способами: устраивались деревянные ловушки-капканы спускного устройства, луки-самострелы, ловчие ямы и деревянные загороди, применяющиеся при охоте на крупных копытных зверей. Охота загоном и с сооружением деревянных загородей была коллективной. Лук со стрелами был широко распространен вплоть до 19 века, пока его не вытеснило шомпольное оружие.
Охотничий образ в горной тайге наложил отпечаток на все стороны быта тубаларов. Одежда представляла собой короткополую войлочную куртку, покрытую грубым холстом, сотканным из дикой конопли. Из кожи косули шили штаны и рубахи. Зимние сапоги изготовляли из камуса.
В пищу употребляли преимущественно мясо зверей, ячменную муку из прожаренных зерен ячменя – талкан и различные виды диких растений.
Жилища тубаларов представляли собой либо конический шалаш из жердей, покрытый корой лиственницы или берестой, которые назывались аланчик или каза аил, либо деревянная юрта в виде четырёхугольника или шестиугольника с конической крышей, покрытой корой, именуемая керее аил.
Несколько слов следует сказать об обычаях и обрядах тубаларов. Например, при заключении браков за невесту платили «калым» продуктами в виде сушеных тушек зверька сеноставки, колобков из зерен кедрового ореха, смешанных с толканом, сушеными клубнями кандыка или сараной. Невесте давали при переезде в дом жениха традиционный комплект имущества (одежду, постель, деревянную посуду, мотыгу и корнекопалку) Эти вещи назывались «кыстынг венчики» и составляли личную собственность женщины в семье мужа.
Тубалары верят, что весь мир тайги находиться в распоряжении духов-хозяев тайги. Чтобы умилостивить его совершают обряд почитания хозяина тайги, выбирая ветвистое дерево возле стана, вешают ленточки трех цветов – синие, желтые, белые. Между ними повязывают шкуру белого зайца или летней белки. По объяснению тубаларов эти существа чистые и соответствуют указанным цветам.
Из рода в род тубалары передавали сказки, песни, пословицы, легенды. Особым духовным богатством является героический эпос. Его исполняли кайчи-сказители. Родиной известного кайчи Н.У. Улагашева стал Чойский район. Записанный им фольклор составляет значительную часть собранного и опубликованного устного народного творчества алтайцев. Известной сказительницей была и Наталия Черноева, которая проживала в Чойском районе в с. Никольское до 1978 года.
В данный момент коренным малочисленным народам, проживающим на территории Чойского района, уделяется особое внимание. Большая роль в сохранении и передаче информации о культуре, быте тубаларского народа выполняется Центром тубаларской культуры в с. Красносельск и музеем им. Н.У. Улагашева в селе Паспаул.
Кроме этого, активно идут работы по воссозданию традиционных отраслей через поддержку и развитие общин коренных малочисленных народов, которые заняты в охотничьем промысле, сборе дикоросов, лесозаготовках и т.д.
Республиканской общественной организацией "Возрождение тубаларского народа Республики Алтай" в г. Горно-Алтайске в 2008 году издана книга "Тубалары", где описана этническая история, традиционная хозяйственная деятельность, культура и этноэкология. Данное издание еще один шаг к сохранению и возрождению культуры тубаларского народа.

 

Кто на сайте

Сейчас 83 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Авторские права

© 2021 CHOYA. Все права защищены.
Joomla! - бесплатное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU General Public License.
© 2021 Официальный сайт муниципального образования "ЧОЙСКИЙ РАЙОН"
Design by Sever-IT
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.